2 н в кратких причастиях. Страдательные причастия прошедшего времени

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое ?] бушующее море ; в [каком ?] бушующем море ; с [каким ?] бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) - I спряжение; -ащ-(-ящ-) - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

    Ср.: решаю т (I спр.) - решаю щий ; строя т (II спр.) - строя щий .

    Обратите внимание!

    В слове будущ ий (по происхождению - причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

    в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) - I спряжение; -им- - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

    Ср.: решае т (I спр.) - решае мый ; строи т (II спр.) - строи мый .

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях ;
  • Клеи ть - клеи вший, тая ть - тая вший.

    в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

    • гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

      Увеша ть - увеша нный; засея ть - засея нный, увиде ть - увиде нный.

      гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

      Ср.: повеси ть - повеше нный; построи ть - построе нный, подмести - подметё нный, застрели ть - застреле нный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

    Красить [что делать?] - крашен ый пол; косить [что делать?] - кошен ый луг, писать [что делать?] - писан ый портрет .

  • во фразеологизмах: ;
  • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не- ).

    С косить - с кошенн ый луг, на писать - на писанн ый портрет.

    Приставка не- на написание н и нн не влияет;

    Ср.: не кошен ый луг - не скошенн ый клевер; не крашен ый пол - не покрашенн ый пол.

  • если есть зависимое слово;

    Кошенн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писанн ый [чем?] масляными красками портрет.

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

    Ср.: решить [что сделать?] - решённ ая задача; бросить [что сделать?] - брошенн ая шахта.

    если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

    Ср.: балова ть - балованн ый, арестова ть - арестованн ый, корчева ть - корчёванн ый.

    Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв- );

    в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

Обратите внимание!

1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н ; при наличии приставки или зависимого слова - нн .

Ср.: ранен ый солдат - израненн ый солдат, раненн ый в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, - то пишется нн .

Ср.: морозить - свежеморожен ая рыба; заморозить - свежезамороженн ая рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами - нн .

Ср.: кован ый сундук, подкованн ая лошадь, кованн ая на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная . Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

Ср.: Он был посажён ым отцом на моей свадьбе. - Отец, посаженн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назван ым. - Сергей, названн ый в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

    прилагательные, образованные от существительных: серебрян ый - торжественн ый;

    отглагольные прилагательные и причастия: писан ый - напиcанн ый, ранен ый - израненн ый .

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

Ср.: завязанн ый узел - узел завязан ; уложенн ые волосы - волосы уложен ы.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

Ср.: ценн ая вещь - вещь ценн а; зелён ые посевы - посевы зелен ы.

Обратите внимание!

Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный - зноен; достойный - достоин; ценная - ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

  • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

    дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

  • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

    она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

  • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

    Ср.: ребёнок испуган - ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре - её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н : путан ый → путан ик, путан о; варён ый → варен ик; копчён ый → копчён ости; морожен ый → морожен ое; мучен ый → мучен ик; учён ый → учен ик, учен ица;

ДВЕ буквы Н : данн ый → данн ик; приданн ый → бесприданн ица; избранн ый → избранн ик, избранн ица; утопленн ый → утопленн ик; священн ый → священн ик; деланн ый → деланн о;

б) следует запомнить правописание существительных: тружен ик, придан ое - бесприданн ица, ставленн ик.

Русский язык настолько многообразен, что у большинства людей создается впечатление невозможности освоения материала, но это не так.

Необходимо запомнить ряд правил, одно из которых «Правописание «н» и «нн» в причастиях». Оно поможет любому школьнику, студенту и человеку, умудренному опытом, в правильном оформлении текста и выполнении упражнений.

Правописание «Н» и «НН» в причастиях

Когда писать одну «Н»

Если в начале слова отсутствует приставка, то пишется одинарная буква. Варианты: мощен ые улицы, жарен ый картофель. Причастие перерождается в прилагательное.

Если слово состоит из двух словесных единиц и несет на себе перегруженность символами, так же пишется одинарный вариант. Вариант: глажен ый-переглажен ый галстук. Такое слово тоже имеет значение прилагательного, его наилучшего качества.

Получается так, что смысловое значение слова зависит и от его написания, а также принадлежности к типу.

Две «НН» в причастиях

В суффиксах причастий страдательной формы размещается удвоенная «н».

Так происходит, когда в слове размещена приставка:

  • пере правленн ая книга;
  • отрезанный ломоть;
  • за мощенные дороги;
  • пере жаренный картофель;
  • пере хоженн ая дорога;
  • учительница непре клонна.

Двойное «Н» пишется в причастиях без приставок в формах совершенного вида. Варианты: плененн ый, брошенн ый, решенн ый. А также в тех причастиях, которые образованны от вида несовершенного. Варианты: читанн ый, слыханн ый.

«Н» и «НН» в отглагольных прилагательных

Когда пишется «Н»

Прилагательные, имеющие в основе глагол, не похожи на причастия – в них не используется обычная приставная часть. Таким образом, слова, созданные на основе глагола и не содержащие при себе приставки, являются прилагательными. Примеры: жеван ый лист, кован ый гвоздь, смышлен ый парнишка, хожен ый путь, квашен ая капуста.

Приставка НЕ не оказывает изменений на слова, пишется одинарная буква. Варианты написания: незван ый кот, нехожен ый овраг.

Одна буква пишется в сложных прилагательных, которые имеют два корня и два значения. Примеры: цельнокроен ый (скроенный целиком), златокован ый (выкованный из золота).

Есть разные по значению выражения. Например, назван ый друг. Является прилагательным (отглагольным) и имеет смысл не родной, а являющийся братом в случае каких-то обстоятельств.

Но есть другой вариант — названн ый в честь кого-то . Получается, человеку дали имя в честь бабушки, дедушки. Такое слово будет причастием, и писаться будет с двумя буквами.

Случаи написания «НН»

«Являясь ранн еным, офицер оставался в дивизии». Такое предложение заменяет следующую фразу: «Солдата ранили , но он не покинул свою боевую территорию».

В данном случае получается обратное явление, происходит перерождение в причастие.

Двойное Н пишется в случаях использования «ОВАННЫЙ» И «ЁВАННЫЙ» – те, которые не входят в корень. Варианты: жалованный титул, корчёванный путь.

Исключения

Исключительные варианты для запоминания: виденн ый, деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недреманн ое (око), нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, окаянн ый, священн ый, считанн ый, чванн ый, чеканн ый.

Правописание «Н» и «НН» в прилагательных, образованных от существительных

Одна буква размещается в суффиксальной части слова «АН» , «ЯН» и «ИН» . Варианты: ржаной, смоляной, голубиный.

В сочетаниях «ЕНН» и «ОНН» используются сдвоенные буквы. Варианты: каменный, оконный. В данном случае одинарная буква «Н» приходится на корень, а другая на суффикс.

Но есть исключительные варианты: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый. Их следует запомнить.

Как выбрать что писать «н» или «нн» в прилагательных и причастиях

Мы рассмотрели разные варианты использования и написании «Н» внутри причастий и прилагательных. Исходя из проанализированного материала, можно сделать нижеприведенный вывод.

Все причастия пишутся со сдвоенными буквами «Н». Все прилагательные слова, изначально созданные от глагола, используют одну «Н», кроме слов-исключений, которые необходимо запомнить.

Прилагательные, берущие начало у существительных, пишутся с двумя буквами «Н», если одна буква размещена в корневой части, а другая в суффиксальной. С одной буквой «Н» , если она находится непосредственно в суффиксальной части.

Не забываем об особенных словах, которые нужно запомнить. И напоследок, несколько примеров применения правила.

Причастие

Всегда двойное НН

Отглагольное прилагательное Прилагательное
Есть приставка:

пере правленн ая книга

Не используется приставка:

мощен ые дороги

Суффиксы «АН», «ЯН», «ИН»:

ржаной, глиняный, соловьиный

Есть приставка «НЕ» и другая приставка:

неприкаянн ый офицер

Приставка «НЕ» — ставим одинарную букву:

незван ый гость

В сочетаниях букв «ЕНН» и «ОНН»:

каменный, оконный

Нет перед словом приставки, но оно совершенного или несовершенного вида:

плененн ый, брошенн ый, решенн ый, читанн ый, слыханн ый

Слово включает в себя два корня:

цельнокроен ый

Слово занимает место глагола:

Являясь раненн ым, офицер оставался в дивизии.

В случаях использования «ОВАННЫЙ» и «ЁВАННЫЙ»:

жалованный титул,

корчёванный путь

Слово включает в себя два схожих по значению слова:

глажен ый-переглажен ый галстук

Исключительные варианты:

виденный, деланный, желанный, жеманный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, окаянный, священный, считанный, чванный, чеканный.

Исключения с двумя и одной «Н»:

стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое ?] бушующее море ; в [каком ?] бушующем море ; с [каким ?] бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) - I спряжение; -ащ-(-ящ-) - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

    Ср.: решаю т (I спр.) - решаю щий ; строя т (II спр.) - строя щий .

    Обратите внимание!

    В слове будущ ий (по происхождению - причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

    в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) - I спряжение; -им- - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

    Ср.: решае т (I спр.) - решае мый ; строи т (II спр.) - строи мый .

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях ;
  • Клеи ть - клеи вший, тая ть - тая вший.

    в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

    • гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

      Увеша ть - увеша нный; засея ть - засея нный, увиде ть - увиде нный.

      гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

      Ср.: повеси ть - повеше нный; построи ть - построе нный, подмести - подметё нный, застрели ть - застреле нный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

    Красить [что делать?] - крашен ый пол; косить [что делать?] - кошен ый луг, писать [что делать?] - писан ый портрет .

  • во фразеологизмах: ;
  • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не- ).

    С косить - с кошенн ый луг, на писать - на писанн ый портрет.

    Приставка не- на написание н и нн не влияет;

    Ср.: не кошен ый луг - не скошенн ый клевер; не крашен ый пол - не покрашенн ый пол.

  • если есть зависимое слово;

    Кошенн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писанн ый [чем?] масляными красками портрет.

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

    Ср.: решить [что сделать?] - решённ ая задача; бросить [что сделать?] - брошенн ая шахта.

    если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

    Ср.: балова ть - балованн ый, арестова ть - арестованн ый, корчева ть - корчёванн ый.

    Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв- );

    в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

Обратите внимание!

1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н ; при наличии приставки или зависимого слова - нн .

Ср.: ранен ый солдат - израненн ый солдат, раненн ый в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, - то пишется нн .

Ср.: морозить - свежеморожен ая рыба; заморозить - свежезамороженн ая рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами - нн .

Ср.: кован ый сундук, подкованн ая лошадь, кованн ая на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная . Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

Ср.: Он был посажён ым отцом на моей свадьбе. - Отец, посаженн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назван ым. - Сергей, названн ый в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

    прилагательные, образованные от существительных: серебрян ый - торжественн ый;

    отглагольные прилагательные и причастия: писан ый - напиcанн ый, ранен ый - израненн ый .

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

Ср.: завязанн ый узел - узел завязан ; уложенн ые волосы - волосы уложен ы.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

Ср.: ценн ая вещь - вещь ценн а; зелён ые посевы - посевы зелен ы.

Обратите внимание!

Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный - зноен; достойный - достоин; ценная - ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

  • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

    дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

  • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

    она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

  • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

    Ср.: ребёнок испуган - ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре - её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н : путан ый → путан ик, путан о; варён ый → варен ик; копчён ый → копчён ости; морожен ый → морожен ое; мучен ый → мучен ик; учён ый → учен ик, учен ица;

ДВЕ буквы Н : данн ый → данн ик; приданн ый → бесприданн ица; избранн ый → избранн ик, избранн ица; утопленн ый → утопленн ик; священн ый → священн ик; деланн ый → деланн о;

б) следует запомнить правописание существительных: тружен ик, придан ое - бесприданн ица, ставленн ик.

Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

Причастия могут переходить в прилагательные.

В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный - сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный .

Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о - краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н : написано; дети рассея(н,нн)ы : слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный .

Рассеянный - полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н , пишется тоже с двумя н : кр. прил.: рассеянн ы.

141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

(А. Дорохов)

145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

  1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
  2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
  3. Получить согласие родителей на участие в походе.
  4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой - пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

(А. Лыков)

150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

представить
вообразить
увидеть

151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

Здорово, браток!

Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.